ФизОлимп в нашей жизни
В ряде общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомнен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывали (и строго контролировались государством) для всех граждан высокий уровень их здоровья остается эталонам для многих десятков и сотен следующих поколений. Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Самое здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и успеха государства». Поэтому все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Естественно, что это требует серьезнейшей планирующей, координирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее. Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку "возможности выполнять свое предназначение" и осуществлять "возвышенную духовную деятельность". Для государства здоровье или болезнь каждого гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по больничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не производит материальные ценности (или при нем должны работать другие люди), что сказывается на величине валового национального продукта. Кроме того, работник, систематически занимающийся своим здоровьем, производит продукции гораздо больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания. Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы поддержки и здравоохранения, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государства и др. . Но все это требовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании здоровья населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.п. жизнь и образ жизни. Функциональной же структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности); физическая и медицинская активность. То есть в проблеме здоровья, прежде всего, выделяются социальные и личностные предпосылки и только в последнюю очередь – медицинские. В этом отношении представляют интерес данные о зависимости отдельных заболеваний и нарушений от различных факторов
Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения, главным образом фехтование и верховая езда, вводятся как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук (1701 г.), в Морской академии и других учебных заведениях. При Петре I занятия физическими упражнениями вводятся также в гражданских гимназиях, организуются занятия гребным и парусным спортом молодежи. Эти меры явились первыми шагами государства по управлению делом физической культуры. В дальнейшем физические упражнения все более используются в учебных заведениях, и в особенности в системе военного воспитания. Большая заслуга в этом принадлежит великому русскому полководцу А.В. Суворову. Во второй половине XIX ст. Среди молодежи начинает развиваться современный спорт в форме спортивных кружков и клубов. Возникают первые гимнастические и спортивные общества и клубы. В1897 г. в Петербурге была создана первая футбольная команда, а в 1911 г. организован Всероссийский футбольный союз, объединивший 52 клуба.