ФизОлимп в нашей жизни

Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствию и динамике объективных морфофункциональных показателей, их соотношению с имеющимися у него валеологическими знаниями. Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно продолжительный процесс и может длиться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате прохождения здорового образа жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди только «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, – постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в его здоровье. , в функциональных показателях и т.п.

Нетрудно видеть, что из всех приведенных заболеваний и нарушений (а на их долю приходится более 90% смертельных исходов в стране), только в двух случаях (диабет, пневмония) решающим фактором риска является не образ жизни. Этот пример с убедительностью показывает значение валеологического образования, существенной частью которого должно быть формирование у человека приоритета здоровья и мотивации здорового образа жизни. Однако в сложившейся ситуации решение возможно только при координации усилий всех государственных и внегосударственных институтов, имеющих дело с человеком, – без этого невозможно всерьез приступить к решению острой проблемы здоровья. Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета по крайней мере следующих групп факторов:

Физическая культура и спорт – действенные средства для воспитания всесторонне гармоничного развития личности, сочетающие в себе образовательное, оздоровительное, воспитательное и другие звенья. Образовательная сторона направлена, прежде всего, на усвоение теоретических знаний в области физического воспитания и спорта, овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми в жизни, и использование их в практической деятельности. Это знание о развитии физической культуры и спорта, их влиянии на организм человека и разные стороны деятельности, это осознанное усвоение двигательных умений и навыков, их применение в жизни.