Система оценивания работ (так называемая «разбалловка») — это инструкция для членов жюри, в которой указано, как оценивать решение задачи.

Теоретический тур

На региональном и заключительном этапе Всеросса каждая теоретическая задача (из пяти) оценивается в 10 баллов.

Пример

Определение конечного давления — 1
Определение работы, совершённой телом — 2
Уравнение процесса — 1
Определение объёма и давления при максимальной температуре — 2
Выражение для \(\Delta T\) через \(Y_{max}\) и \(p_{max}\)— 2
Ответ — 2

Если задача решена абсолютно правильно, то, скорее всего, она будет оценена в полный балл вне зависимости от способа решения. Спорная ситуация возникает, когда участник олимпиады решает задачу лишь частично и притом не так, как предполагалось в разбалловке. В подобных случаях участники зачастую недовольны своими баллами и подают заявление на апелляцию. А там, как правило, вопрос решается в пользу справедливости (не значит, что всегда в пользу апеллирующего).

Экспериментальный тур

Экспериментальный тур регионального и заключительного этапов Всеросса оценивается в 30 баллов. Чаще всего задач две (по 15 баллов каждая). Редко, но бывает, что две задачи объединяют в одну большую.

Как правило, очень сложно придумать верное решение экспериментальной олимпиадной задачи, отличающееся от авторского. Поэтому отступления от заранее составленной разбалловки случаются редко.

Что может оцениваться в решении экспериментальной задачи

  1. Теоретическая часть (записаны/выведены ли необходимые формулы). Стоимость – 1\(\pm\)1 балл.
  2. Метод проведения эксперимента (словесное описание, рисунок установки, основные идеи). Около 2 баллов.
  3. Количество снятых экспериментальных точек. Стоит около 3 баллов.

Обычно баллы зависят от числа \(N\) снятых точек. Например, может быть такая схема оценивания:

  1. \(N<10\) – 0 баллов,
  2. \(10\le N<15\) – 1 балл,
  3. \(15\le N<20\) – 2 балла,
  4. \(N\ge 20\) – 3 балла.
  1. Построение графиков. Обычно это самая «дорогая» часть эксперимента (до 5 баллов). Иногда (особенно в старших классах) при проверке построения графиков баллы могут не только начислять, но и снимать. Пример:
    1. Построен график в верных координатах:
      • >15 точек – 4 балла,
      • 10-15 точек – 3 балла,
      • 7-10 точек – 2 балла.
    2. Не подписаны оси -0,5 балла.
    3. Нет крестов ошибок -0,5 балла.
    4. Мелкий недочет (вроде «не подписаны деления осей» или «подписано слишком много делений») -0,25 балла.
  1. Улучшение точности. Если что-то можно померить двумя способами, но один из них существенно точнее другого (относительные погрешности отличаются где-то в 10 раз), то более точный способ оценивается выше. Разница – около 1 балла.
  2. Окончательный результат. Оценивается, насколько «далеко» находится результат от настоящего. Причем именно результат, а не та область, которую вы покрыли при оценке погрешностей. Часто устанавливаются «ворота», например, такие:
    1. \(7,5 < x < 8,0~см\) – 2 балла
    2. \(7 < x < 8,5~см\) – 1 балл
    3. иначе – 0 баллов.
  3. Оценка погрешностей. Обычно 1 балл вне зависимости от способа.

Апелляция

Итак, вы написали оба тура олимпиады. Вашу работу проверили и объявили результаты. Кроме того, вы получили маленькую книжечку с верными решениями и разбалловками. И тут вы видите, что последняя решенная задача осталась непроверенной. В таком случае — бегом на апелляцию! Хотя, положа руку на сердце, доля вашей вины тут есть: нужно крупно писать, что после трёх абсолютно чистых листов «еще что-то будет».

Когда нужно идти на апелляцию:

  1. Остались непроверенные задачи/части решений, дописанные в последние десять минут в самом конце тетрадки.
  2. Вы верно решили задачу своим способом, но жюри почему-то проверило его по авторской разбалловке (баллов, конечно, меньше, чем хотелось бы).
  3. Какое-то из ключевых уравнений вы записали в нестандартной форме, и жюри это не оценило.
  4. Задача решена не до конца, но в чистовике записаны неоцененные правильные идеи.

Когда бесполезно идти на апелляцию:

  1. На туре вам приходили в голову какие-то, как вы сейчас видите, верные мысли, но вы их не записали.
  2. «Просто хочется больше баллов».

На апелляции вы будете разговаривать именно с тем членом жюри, который проверял вашу работу. Вы можете задать ему вопросы и попросить добавить баллы в соответствие с разбалловкой. Бывает, что он совершенно с вами не согласен, но вы все равно уверены в своей правоте. В таком случае можно попробовать (к слову, стесняться не нужно) разрешить противоречия с председателем жюри или с его заместителем. Решение, принятое совместно с ним(и), будет окончательным.