ФизОлимп в нашей жизни

2.формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека устойчивой мотивации к здоровью. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не чувствует до тех пор пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив временное облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более, такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем количестве случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно продолжительного времени: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, 3. В настоящее время существующая санитарно-просветительская работа, проводимая через средства массовой информации под непосредственным контролем Минздрава России, ориентирует население преимущественно на лечение, а не предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, пути их преодоления, не отражаются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным воздействиям и в устранении уже наступивших начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на фармакологию и предупреждение каких-либо самостоятельных действий человека даже функционального характера без ведома врача. Однако последний не подготовлен к тому, чтобы давать эффективные рекомендации по этим вопросам, поэтому чаще следует категорический запрет с назначением фармакологического лечения на фоне функционального и психологического покоя.

В ряде общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомнен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывали (и строго контролировались государством) для всех граждан высокий уровень их здоровья остается эталонам для многих десятков и сотен следующих поколений. Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Самое здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и успеха государства». Поэтому все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Естественно, что это требует серьезнейшей планирующей, координирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее. Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку "возможности выполнять свое предназначение" и осуществлять "возвышенную духовную деятельность". Для государства здоровье или болезнь каждого гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по больничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не производит материальные ценности (или при нем должны работать другие люди), что сказывается на величине валового национального продукта. Кроме того, работник, систематически занимающийся своим здоровьем, производит продукции гораздо больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания. Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы поддержки и здравоохранения, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государства и др. . Но все это требовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании здоровья населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.п. жизнь и образ жизни. Функциональной же структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности); физическая и медицинская активность. То есть в проблеме здоровья, прежде всего, выделяются социальные и личностные предпосылки и только в последнюю очередь – медицинские. В этом отношении представляют интерес данные о зависимости отдельных заболеваний и нарушений от различных факторов

1.4. Ценности физической культуры и спорта Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте следует выделять следующие группы ценностей: интеллектуальные (знание о методах и средствах развития физического потенциала человека), двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовке), технологические (комплексы методических пособий, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения); интенционное (сформиро-ванность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе) и мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени). Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового образа жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности (объединяет студентов по интересам), способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы . Это предполагает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствует объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований), в целом обеспечивают усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи