В Томске состоялась всероссийская олимпиада по физике

Всеросс 2019 Новости

С 5 по 10 апреля в Томске прошел заключительный этап 53 всероссийской олимпиады школьников по физике.

Он был организован на базе Томского института повышения квалификации работников образования. На состязание приехали 305 школьников 9-11 класса из 63 субъектов Российской Федерации. Олимпиада состоит из двух туров, экспериментального и теоретического. В последние годы экспериментальный тур проводится первым.

5 апреля состоялась церемония открытия олимпиады. 6 апреля прошел экспериментальный тур. В каждом классе он состоял из двух задач. Подготовка оборудования потребовала нескольких дней упорной работы жюри. В 9 классе школьники изучали плавление галлия и силу взаимодействия двух маленьких магнитов.  Десятиклассники разгадывали термодинамический черный ящик и изучали термоэлектронную эмиссию. Для этого использовалась лампа с двумя спиралями от автомобильных фар. Приложив разность напряжений между спиралями и изменяя температуру первой спирали, можно определить работу выхода электронов из вольфрама.

В первой задаче одинадцатиклассники определяли параметры соленоида, силу его взаимодействия с постоянным магнитом. Во второй задаче школьники исследовали кипение на границе раздела двух не смешивающихся жидкостей. Это явление раньше не изучалось на олимпиадах экспериментально, поскольку  мы не знали подходящих жидкостей, которые бы не были ядовитыми. Однако в этом году Виталий Костарев предложил использовать для этих целей фторкетон (Novec 1230, сухая вода). Измерению его физических свойств, которые очень сильно отличаются от свойств привычных жидкостей, была посвящена целая задача.

7 апреля прошел теоретический тур. Он состоял из 5 задач в каждом классе. Десятиклассникам запомнилась задача про бесконечную квадратную сетку резисторов. Одинадцатиклассники оценили необычную задачу про магнитный шнур. 9 апреля состоялись показ работ и апелляция.

В жюри олимпиады работали ведущие педагоги России, члены ЦПМК по физике, сотрудники МФТИ и ТГУ.

В каждом классе школьники могли набрать 80 баллов – 50 за теорию и 30 за эксперимент. Абсолютным победителем среди девятиклассников с суммой 65.6 баллов стал Сорокин Дмитрий  из Москвы. В 10 классе выиграла Емельянова Татьяна (66 баллов, Москва). Стоит заметить, что характер задач в разных параллелях был разный. Если в 9 и 10 классах 20е место отделяет от 1го около 10 баллов, в 11 классе картина другая. Задачи были довольно сложные, и средний бал в 11 классе существенно ниже, чем в 9 и 10м. Несмотря на это, ставший абсолютным победителем Григорий Бобков набрал 75 баллов из 80 возможных! Алексей Шишкин, занявший второе место, набрал на теоретическом туре 49 баллов из 50. Ребята оторвались от преследователей на 10 баллов.  Пожелаем им удачи на грядущих международных олимпиадах!

По итогам олимпиады среди 10 классников были отобраны кандидаты в сборную Росси на Ipho 2020 и участники Европейской олимпиады, которая состоится в мае этого года.

В конце олимпиады жюри проводило традиционный опрос среди школьников. Мы просили оценить, насколько сложными и интересными были  задачи олимпиады, по 5 балльной шкале.

Средние оценки задач вы видите на графиках. Каждая задача представлена кружком. (T-теория, Э — эксперимент). Координаты центра кружка соответствуют сложности и интересности задачи, а диаметр кружка пропорционален среднему баллу по ней.

В этом году мы впервые проводили опрос в электронном виде. Бумажные анкеты уходят в прошлое. Возможно в связи с этим в опросе приняло участие только 49 человек, что является небольшой выборкой.

Задачи, решения и разбалловки можно найти здесь.

Часть фотографий взята с официального сайта олимпиады.

Спасибо Томску за гостеприимство!